Школьный буллинг — что делать?

СЕЗОН ОХОТЫ НАЧАЛСЯ!

Начался учебный год, а вместе с ним закипела школьная жизнь во всем своем многообразии. И если для одних детей это радостные встречи с друзьями, то для других это такие встречи, которых хотелось бы избежать. Речь идет о детях, подвергающихся травле и эмоциональному насилию со стороны одноклассников или старших ребят из школы. Попав однажды в замкнутый круг школьного буллинга, ребенок оказывается не в состоянии самостоятельно из него выйти. И для таких детей посещение школы превращается в ежедневную пытку, в которой есть охотники, а им отводится роль жертвы, на которую ведется охота.

Сейчас много говорят о том, что необходимо работать не с жертвой, а с насильником. Что ненормально именно поведение насильника, а пострадавшие не должны думать, что с ними что-то не так. Действительно, именно насилие требует пресечения. Именно тот, кто совершает насилие, несет ответственность за свои действия. А на месте пострадавшего может оказаться практически любой человек. Наш мир меняется к лучшему и сейчас общество во многом  безопаснее, а за насильниками часто уже не стоит большинство. Однако как быть в ситуациях, когда это еще не работает, не смотря на наши усилия? Когда влияния на насильника не достаточно, а смена класса (в некоторых случаях это правда эффективная мера) невозможна или приводит к повторению проблемы? Что можно сделать в «серой зоне» троллинга, систематических, не афишируемых издевок? Как быть, если ребенок невольно попадает в роль изгоя или «козла отпущения» в классе? Ведь эта роль может в будущем формировать его способы взаимодействия с миром, в том числе мешая пресекать насилие и своевременно обращаться за помощью, заставляя видеть вокруг себя враждебное окружение и не замечать свои силы и возможности изменить ситуацию. Некоторые специалисты утверждают, что попадание в такую роль связано с тяжелой психологической обстановкой в семье, но это часто происходит как раз наоборот, с детьми, которые не привыкли сталкиваться с насилием и несправедливостью.

Можем ли мы поддержать ребенка и помочь ему научиться чувствовать себя увереннее, устойчивее в  группе?  Удерживаться от попадания в треугольник травматических ролей и взять в свои руки свою социальную судьбу?

Мало кто в такой ситуации поверил бы, если бы ему сказали, что эта проблема в большинстве своем — проблема на 1-3 консультации с психологом-конфликтологом. Дети, подвергающиеся травле в школе, придерживаются  определенной модели поведения, которая не позволяет избегать внимания агрессоров и не создает трудностей для агрессора в удовлетворении его потребности в насилии.  Существует около трех десятков внешних признаков, по которым агрессивно настроенные люди выбирают жертву для травли и самоутверждения. Причем у каждого конкретного ребенка есть свой индивидуальный набор таких признаков и их не больше десятка. То есть каждый ребенок, которого обижают, имеет свой устоявшийся набор внешних признаков и реакций, с помощью которых он сообщает потенциальным агрессорам о своей неуверенности, уязвимости и готовности стать удобной «грушей для битья». И все, что нужно сделать, чтобы помочь такому ребенку, это обучить его замечать в себе эти признаки, убрать их из поведения и заменить на уверенные или нейтральные. То есть речь идет о простой тренировке навыков поведения в узкой сфере жизни ребенка. При одновременном укреплении способов самоподдержки и самоуважения ребенка. По моему опыту работы с аутсайдерами и детьми, подвергавшимися насилию в школе, наработка нужного навыка эффективнее всего происходит в формате индивидуальной консультации, во время которой ребенок получает полную картину своей собственной модели поведения, тренируется замечать в себе свойственный именно ему набор признаков неуверенного в себе поведения, обучается простым и быстрый способам снижения тревоги, нарабатывает новые способы реагирования на чужую агрессию, противоположные старым. После такого тренинга ребенок начинает выглядеть совершенно иначе. Когда к нему, по старой привычке, подходят обидчики, в ответ на их действия он не дает привычной реакции, чем вызывает у них замешательство и дискомфорт. Выражаясь образным языком, «они жмут кнопку, а лифт не едет». Им становится неинтересно / неприятно, и они оставляют его в покое. И для этого не нужно обладать выдающейся физической силой или вести себя вызывающе. Потому что вызывающее поведение по отношению к превосходящему по силе противнику — это одна из разновидностей виктимного поведения (поведения, идущего изнутри травматической ситуации и поддерживающего ее). 
Итак, если вашего ребенка обижают в школе, или он периодически попадает в конфликтные ситуации, которые потом тяжело переживает и долго не может забыть, не тратьте на это нервы, силы и годы. Помогите ребенку решить проблему в течение двух-трех недель. Обычно больше не требуется. Приходите на консультацию, я буду рад помочь вам и вашему ребенку. И постараюсь это сделать в кратчайшие сроки.

Сергей Чаплыгин